Адрес: аг. Марково, Молодечненский р-н, Минской обл.
Настоятель: протоиерей Николай Пешко (тел.: +375-176-745993; +375-29-6305027).
Впервые упоминается название Марково в 1415 году, где оно упоминается как великокняжеское село и двор, входящие в Гедемина Вильня ( совр.Вильнюс) после Новогрудка стала столицей Великого княжества Литовского. В начале XV века через реку Ушу действовала паромная переправа, а позже недалеко от Марково был построен один из первых «мурованных» мостов, который получил название Витовта[1]. Рядом с Марково проходил значимый государственный тракт—Великая Полоцкая дорога, обеспечивающая путь сообщения древнего Полоцка с Вильняй.
Достоверные сведения о православном храме в селении Марково относятся к началу XVII века. В отделе рукописей Варшавского университета сохранилось рукописное описание неизвестного автора за 1616 год села Марково под названием: «Строение двора Марковского»[2]. Рукопись нас информирует о древней Марковской церкви, и ее убранстве.
Из Литовских епархиальных ведомостей нам известно, что «в 1681 году Марковская церковь, построена в1670 году, входила в состав Ошмянского благочиния»[3]в ней имелось: « напрестольное Евангелие»[4] В вышеупомянутом году храму пожертвовано 4 волоки земли от князя Алексея Воловича, и это право на церковное владение подтвердилось в дальнейшем.
Нарушение церковного единства и измена части православных иерархов Великого Княжества Литовского привели к церковной унии. После заключения унии угрозы усилились вплоть до физической расправы и практически лишения всех прав и имущества. Этим способом насильственно вынуждали православных принять унию. C целью пропаганды и привлечения в унию, по свидетельству Литовских Епархиальных Ведомостей; «производилась щедрая раздача индульгенций, украшались и особенно торжественно чествовались некоторые иконы, заводились всякого рода братства. Они основывались с тою же целью, с какою и раздавались индульгенции. В марковском приходе в 1784 году действовало братство Рожанцовых в честь Непорочного Зачатия. Мы не располагаем сведениями о том, как и при каких обстоятельствах, Марковская церковь оказалась в унии, но, исторический источник нам свидетельствует, что в 1766 году была в Марково униатская «парафия»[5]. И только благодаря помощи Божьей, ревностным защитникам Православия удалось остановить притеснения православных.
В начале девятнадцатого века подлинно известен настоятель храма в селении Марково Фабиана Фадеевич Окулич, сын священника,(отец Фадеей был настоятелем Марковского храма) со степенью кандидата богословия окончил Виленскую духовную семинарию, после смерти отца стал настоятелем марковского храма. Позже вице-благочинный Вилейский и депутат по делу латинизантов, получал ежегодное пособие в размере 50 рублей за приверженность к православию, возвращение других священников из унии, а также духовник Молодечненского благочиния. Под его руководством построен и освящен храм в честь Святой Троицы, что подтверждает история Виленского уезда: «Здесь (в Марково – ред.) была церковь, недалеко от нынешней видны остатки фундамента древней, близ которой в 1831 году была построена деревянная.[6 ] Как говорит о церкви клировая ведомость, она была «утварью достаточна, зданием деревянная, обшита пыльными досками»[7]. Но так как храм был деревянным, он быстро ветшал, и в скором времени на церковные средства и пожертвования прихожан были произведены ремонтные работы. В 1847 году в церкви был устроен холодный придел и освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. И в этом же году построена новая отдельно стоящая колокольня на четырех каменных столбах, с применением закладным камней. Употребив в строительстве колокольни более прочный строительный материал, марковляне задумались о каменном храме. В ноябре 1852 года по распоряжению Министерства государственных имуществ в село Марково был командирован гражданский инженер Малунин, который вместе с благочинным и священником Фабианом составили акт на строительство нынешней церкви. Государственной Палатой на строительство церкви выделено 6000 рублей золотом. Как свидетельствует клировая ведомость: В июне 1859 года был заложен фундамент новой церкви. В кратчайшие сроки она была воздвигнута на самом возвышенном месте, рядом с обветшавшей церковью, и 6/19 1961 освящена в честь Святой Троицы. По свидетельству церковной документации новоустроенная церковь выглядела следующим образом: Над средней частью устроен глухой купол, пол деревянный, иконостас устроен в два яруса и содержит тринадцать икон, утварью и ризницею достаточна. Площадь церкви — 104,8, алтарная часть -25,8 метров квадратных. Престол в ней один и освящен во имя Святой Живоначальной Троицы. Земли при сей церкви пахотной, сенокосной и усадебной тридцать три десятины. Зданий, принадлежащих к церкви, и богаделен нет. Кроме денежных средств на строительство новой Свято-Троицкой церкви, Палатой Государственных имуществ было пожертвовано: «новые облачения на Святой престол, жертвенник, покровы с воздухом из парчи, полное иерейское облачение из парчи, Евхаристический набор из серебра, набор для благословения хлебов, брачные венцы, напрестольный крест, два блюдца и ковшик из накладного серебра, рукомойник с тазом из меди, лампада для иконостаса»[8]. После скорби приходит радость, благодатное время наступает Православной церкви, священнослужители с паствой возвращаются в лоно Матери Церкви, строятся храмы и часовни, возвращаются православным их храмы, оказываются щедрые пожертвования. По сведениям клировых ведомостей, священник Фабиан проявлял отеческую заботу не только о марковском приходе, но и духовно окормлял на это время три кладбищенские часовни, построенные в деревнях; Готковичи, Вяжути и Хатутичы.
Наряду с православной церковью в селе Марково был костел, в 1869 году Марковский костел по распоряжению правительства обращен в православную церковь. На момент передачи крыша его была ветхая, здание нуждалось в значительном ремонте. В связи с этим Молодечненский благочинный, священник Еленский, в декабре 1869 года рапортовал Консистории, что марковский филиальный костел, переделанный в православную церковь, 16-го истекшего февраля освящен в честь Сретения Господня, и открыто в нем богослужение. Переделка этого костела обошлась для прихожан в 85 руб. серебром кроме их трудов. К тому же приобретены ими для означенной церкви три новые иконы: одна на горнее место – Спаситель, молящийся в саду Гефсиманском, и две Архангелов для северных и южных дверей[9]. Новоустроенная церковь в честь Сретения Господня получила статус приписной к Свято-Троицкой церкви. В 1885 год на средства прихожан отремонтировано само церковное здание храма Святой Троицы, и во фронтонной ее части завершено строительство колокольни. На колокольне находилось пять колоколов весом от тринадцати фунтов до тринадцати пудов. На одном колоколе имелась надпись: «Звон пожертвован в Марковскую церковь в 1636 году королем Польским и Великим Литовским Владиславом IV». Остальные колокола отлиты в Москве на заводе Дмитрия Самгина.
К концу столетия Марковский приход входит в состав Молодечненского благочиния. В духовном окормлении Свято-Троицкой церкви состояло-1156 мужчин и 1186 женщин. Кроме приходского храма была 1 — приписная в самом Марково, 3 — кладбищенские часовни.
И в это время отходит ко Господу последний из рода Окуличей, священник Константин[10] занимавший настоятельский пост, и на что стоит обратить наше внимание более века настоятелями марковского храма были священники из рода Окуличей, сродники несли послушание просфорниц и псаломщиков.
В 1897 году протоиерей Иоанн (Сергиев), в будущем Святой Иоанн Кронштадтский, на нужды церкви прислал пожертвование в сумме двести рублей.
На протяжении более 35 лет нес послушание старосты и алтарника, крестьянин деревни Сковородки Иван Максимович Осипович, благочестивый труженик, исправно исполнял свои обязанности. За труды на благо Матери Церкви в 1902 году староста Марковской церкви был награжден похвальным листом, а в 1912-м — золотой медалью «За усердие» на цветной ленте.
В начале прошлого столетие, известно нам события из истории прихода, в праздник Успение Пресвятой Богородицы в 1924 году, в этот день приход посещает Архиепископ Виленский и Литовский Феодосий. На встречу Архипастыря помещик Страшинский выделил упряжку лошадей. Крестным ходом, на разноцветных упряжках лошадей, со станции Пруды духовенство и прихожане сопровождали Владыку в Марково, на базарной площади встречало Архипастыря большое стечение верующих. В храме Архиепископ Феодосий с прихожанами и духовенством разделил духовную радость праздника, совершили крестный ход. Послушание настоятеля, исполнял протоиерей Исидор Насекайло. В бытность служения священника Исидора в обиходе были крестные ходы, к мощам Виленских мучеников. Иконой этих святых мучеников Антония, Иоанна, Евстафия, паломников напутствовал архиепископ Феодосий. Крестный ход к железнодорожной станции Пруды, откуда доставили Плащаницу Пресвятой Богородицы, а также крестный ход на престольный праздник в храм д.Лебедево. В скором времени отец Исидор был переведен в Поставское благочиние, арестован.
В годы ВОВ, храм в Марково действовал, настоятелем был протоиерей Иоанн Богаткевич, из слов дочери Ариадны семья священника укрывала летчика Советской армии. На молитвенную память прихожанам перед своим отъездом, протоиерей Иоанн доставляет в марковский храм из Вильнюса копию Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. На иконе сохранилась памятная надпись: «Да почиет Покров Богоматери и благословение Ее Божественного Сына Господа нашего Иисуса Христа на прихожанах храма сего и сохранит их от всякого зла! – протоиерей Иоанн Богаткевич». В это время обязанности псаломщика при храме исправлял житель с. Марково Григорий Монид.
С каждым годом тяжелеет время для Матери Церкви, в начале 60-х годах усиливаются гонения со стороны власти на Бога, без объяснений и причин закрывают один за другим храмы. Не остались в стороне и кладбищенские часовни деревень; Готковичы, Вяжути, Хатутичы, Заполяки, а также соседние приходские храмы. Из дела Марковской Церкви нам известно, что вердикт закрытия был один и тот же: «ветхое и аварийное состояние». Верующие спасали имеющуюся иконы и церковную утварь, в Заполяках отказались принимать участие в разборе здания. Но и здесь видим хитрость лукавых, привезли из Березинского училища учащихся, и их поставили пред выбором, храм разобрали, но иконы и некоторую церковную утварь верующие сохранили до открытия новоустроеного храма. В такое не простое время в марковском храме продолжали совершать богослужение священнослужители, сменяя один другого. Некоторое время когда он был приписным к Городиловскому храму, но по милости Божией устоял. Нам неизвестна причина, почему не закрыли Марковский храм, но как верующие-можем сделать вывод-угодно Господу оставить пристань утешения в бушующем море. Но и не можем утверждать, что все было спокойно, были разбиты несколько оконных стекол, частые необъяснимые комиссии, участники которых среди женщин даже осмеливались заходить во Святой алтарь, воры, которые унесли самое ценное два Святых Креста с финифтей, подарок Москвы ко дню освящения храма, Дарохранительницу, икону Святого благоверного князя Александра Невского в позолоченной ризе. Со стороны местной власти всячески препятствовали проведению ремонта в храме, строительстве причтового дома, проведению отопления в храме. Практически после каждого богослужения, председателем сельского совета проверялись кассовые расходные книги, неугодных священников переводили на другие приходы. В разное время послушание настоятелей исполняли священники: Григорий Монид, Борис Малаха, Валерий Шульмин( архимандрит Глеб),Александр Попов, Иоанн Макуца, игумен Игнатий, Иоанн Ленько, Михаил Гулевич, Дмитрий Лагодич.
В начале 90-х приход с рабочим визитом посещал Митрополит Минский и Слуцкий с духовенством.
В августе 1999 года, по благословении Высокопросвященейшего Филарета Митрополита Минского и Слуцкого, исполнять обязанности настоятеля Марковской церкви направлен иерей Николай Пешко.
Юбилейный год для храма Святой Живоначальной Троицы, приход вновь, посещает Высокопреосвященейший Филарет Митрополит Минский и Слуцкий Патриарший Экзарх всея Беларуси. Своим архипастырским визитом в село Марково, он преумножил духовную радость всех собравшихся в 145-ий год со дня строительства храма. Храм удостоен грамоты патриаршего Экзарха.
В 2012 году по благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Филарета и благословению издательского совета Белоруской Православной Церкви к 150-летию храма Святой Троицы, на средства благотворителей издали историю храма Святой Живоначальной Троицы.
В 2015 году храму исполнилось 155 лет, на протяжении всего времени храм закрыт не был, в нем не прекращалась молитва. 6 сентября 2015 года при стечении множества верующих, возглавил праздничное богослужение в честь 155- летие храма Святой Живоначальной Троицы и 600-летие селения Марково, секретарь Молодечненской епархии протоиерей Виталий Богданенок. В центре селения установлен памятный знак в честь празднования юбилейных дат, к месту установки прихожане и гости совершили крестный ход. Секретарь Молодечнеской епархии совершил освящение памятного знака с иконой Пресвятой Троицы.
6/19 декабря в 2021 году Преосвященейший Павел епископ Молодечненский и Столбцовский , после установки нового иконостаса и престола, в день как и 160 лет назад, совершил великое освящение храма.