Приход храма святого праведного Иосифа Обручника д. Городилово (благочиннический центр)

Храмы Городиловского благочиния

Адрес: д. Городилово, Молодечненский р-н, Минской обл.

Настоятель: протоиерей Иоанн Гончарук (тел.: +375-29-6924009).

Деревня Городилово – одно из самых старинных поселений, о чем говорят памятники археологии – городища в её окрестностях; да и сама деревня размещена на высокой возвышенности. Есть версии утверждающие, что название деревни пошло от фамилии Городилов или от слова «городить». Поселение впервые упоминается в 1443 году как владение помещика Яна Роловича, который возвел там костел. Во время русско-польской войны костел был разрушен. Отстроенный в более позднее время был отнесен к парафии Вишневского костела Воложинского района.
Со временем хозяева Городилова менялись, и с 1771 года деревня была собственностью подскарбия Литовского Казимира Коцела. По второму разделу Речи Посполитой в 1793 году вместе с другими поселениями Городилово вошло в состав Российской империи и входило в Ошмянский повет Виленской губернии.
В 1794 году стараниями прихожан и Коцела была построена деревянная Свято-Георгиевская церковь. С 1864 года работало народное училище.
Известно, что в конце XIX столетия поместье Городилово принадлежало помещикам Ясинским. В то время здесь жила писательница и прогрессивный деятель Габриэла Пузына.
В 1866 вместо деревянной Свято-Георгиевской церкви Городиловский приход получил новый храм, освященный в честь Иосифа Обручника.
Здание, выполненное из местного бутового камня и кирпича, обрамленное белой известковой отделкой, являет собой памятник архитектуры ретроспективного русского стиля. Храм венчают небольшие купола и двухъярусная колокольня с четырьмя стенами-пролетами. Церковь имеет притвор, центральную часть для молящихся и алтарь, который отделен деревянным иконостасом. С северной стороны пристроена ризница. Храм находится в центре деревни на высоком месте возле древнего кладбища. На церковную площадь ведет каменная арка. На краю кладбища стоит памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны жителям Городиловского прихода. Он установлен сразу же после войны благодаря стараниям священника Алексея Ипполитовича Маевского.
Недалеко от церкви находятся дом священника и хозяйственные постройки.
По сей день стоит Городиловская церковь, уцелевшая от политических вихрей, и неся от своих стен духовный свет, доброту и надежду. В церкви этой трудились духовные пастыри, которые прикладывали усилия к тому, чтобы здание находилось в надлежащем состоянии, чтобы храм укреплял людей в вере и любви.
Как сообщают Литовские Епархиальные Ведомости (1864, №20), при Городиловской церкви, которая относилась к Ошмянскому уезду, был открыт церковный совет.
Настоятель храма Августин Сцепуро начал свое служение ещё в деревянном здании Свято-Георгиевской церкви с февраля 1844 года. После того как было возведено каменное здание в 1866 году отец Августин продолжал пастырскую деятельность во вновь построенной церкви, которая была освящена в честь Святого Иосифа Обручника. Одновременно он работал законоучителем в народном училище.
Пастырская деятельность Августина Сцепуро была весьма плодотворной. Одновременно со службой в церкви он был помощником благочинного и духовником Воложинского прихода. Имел ряд наград , среди которых Орден Святого Владимира 4-ой степени. Литовские Епархиальные Ведомости за 1874 г., №20, 19 мая сообщают: «Указом Священного Синода от 27 апреля за № 1023 на имя Его Высокопреосвященства дано знать, что 30 марта награжден камилавкой священник села Городилово Августин Сцепура». Там же в №46 говорится: «Утвержден в должности церковного старосты, журнальным определением Духовной Консистории, утвержденным 13 сего ноября, к Городилово-Полочанской церкви, Воложинского благочиния, на будущее трехлетие крестьянин Полочанской волости д. Пекари Фома Прокопиев Аноп».
Прослужив более 50-ти лет в Городиловской церкви, в апреле 1900 года отец Августин подал прошение об увольнении за штат.
Почил Августин Сцепуро в мае 1902 года, похоронен у стен Свято-Иосифовской церкви.
После него настоятелем Свято-Иосифовской церкви в д. Городилово служил священник Вячеслав Бурятинский, который после окончания курса Литовской семинарии и служивший в качестве священника в Поневежском р-не, заменил своего предшественника и в народном училище. Он был достойным продолжателем благих дел отца Августина. Кроме функций священнослужителя, принимал активное участие в работе Красного креста имени императрицы Марии Федоровны во время русско-японской войны 1904-1905 г., за что был награжден серебряной медалью на Александровской ленте. Кроме этого был удостоен права ношения набедренника и скуфьи.
Но самый большой вклад в историю Городиловской Свято-Иосифовской церкви внес её настоятель протоирей Алексий Ипполитович Маевский.
Уже тот факт, что в этой церкви он служил 61 год, из них 50 лет был Молодечненским благочинным, говорит сам за себя. Но лучше всего сказал о нем его ученик, который прислуживал в алтаре с шестилетнего возраста, кандидат Богословия Михаил Михайлович Остапович: «Мое духовное и нравственное становление шло от него…»
Родился Алексей Ипполитович Маевский 30 марта 1893 года в селе Спягло Вилейского района в селе Ипполита и Людмилы Маевских. Отец служил псаломщиком Свято-Успенской церкви и работал учителем церковно-приходской школы. Окончил Виленскую Духовную семинарию в 1914 году. В 1916 году был принят в Московскую Духовную Академию, но в связи с событиями 1917 года полный курс не прошел. Виленским Архиепископом Тихоном был назначен псаломщиком Воложинской церкви Святых Константина и Елены. По совместительству был заведующим 2-классной школы.
14 декабря 1918 года рукоположен на должность настоятелем Городиловской церкви, каковым состоял до самой кончины в 1979 году.
«Протоиерей Алекмей Маевский – пишет в своих воспоминаниях отец Михаил Остапович – был истовым и образованным пастырем, благороднейшим человеком, интеллигентом особого интеллекта, замечательным семьянином и собеседником, мудрой личностью… Слово Божие проповедовал он просто, проникновенно, доступно каждому, и в то же время эмоционально и возвышенно. Часто его проповеди носили патриотический характер, ибо он сам был великим патриотом Святой и Белой Руси».
В годы Великой Отечественной войны отец Алексий собирал средства для помощи советским военнопленным, десятки людей спас от неминуемой смерти. Среди них: житель деревни Кучуки Ясюкевич Иосиф Николаевич, жители деревни Журевичи Соловец Александр и его сыновья, Аноп Иван Петрович, Аноп Антон Иванович, жители деревни Городилово Каликов Дмитрий и Каликов Александр, участковый милиционер Елфимов, учительница и директор Городиловской семилетней школы Корсак Лидия Андреевна и многие другие. За них он давал немецким оккупантам поручительства, иногда в виде письменных справок, рискуя собственной жизнью.
Летом 1944 наша земля была освобождена от фашистов, но с фронта продолжали идти «похоронки». У намоленных икон церкви люди плакали и молились о душах убиенных. Больше ста человек Городиловского прихода не вернулись на родной порог. По просьбе прихожан отец Алексий начал строительство памятника с именами тех, кто отдал жизнь в битве за свободу родной земли. Однако то, казалось бы, благородное дело, не нашло надлежащего отзвука со стороны советских властей. Более того, отцу Алексию пришлось немало походить «по мукам». Вот документ под грифом «секретно»:
Молодечненский облисполком
Уполномоченному Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР тов. Кадовба
Г. Молодечно
Копия: Совет Министров Белорусской ССР
Уполномоченному Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР тов. Семёнову
Г. Минск
На № 6-с от 1-ого июля 1949 г. Совет разъясняет, что Вам не только не следует оказывать содействие в приобретении цемента и извести для постройки памятника церковной общиной в с. Городилово, Молодечненского района на могиле погибших воинов в Великой Отечественной войне, но и разрешать само строительство.
Зам. председателя Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР Большов.
Член Совета И. Иванов
Указанные начальники даже не удосужились правильно разобраться в сущности памятника: могилы воинов, погибших в войне с врагом на разных фронтах, возле церкви никакой не было. На возведенном памятнике указаны деревни прихода и фамилии погибших их жителей.
Памятник все же был возведен. И с тех пор в день Победы и в день поминовения (Радуницу) возле него проходит молебен об упокоении душ погибших.
О непререкаемом авторитете Маевского, о его добрых делах и благодарности народа красноречиво говорит вот этот факт. Упомянутая Лидия Андреевна Корсак в последствии в день похорон Маевского зажгла 50 свечей у гроба своего спасителя.
При погребении сказал последнее слово ученик Маевского Остапович Михаил Михайлович:
«Учитель! Пред именем твоим
Позволь смирено преклонить колени».
После кончины Алексия Маевского с ноября 1979 года по 1986 год настоятелем в Свято-Иосифовской церкви служил протоиерей Иоанн Митько.
Родился 1 июня 1932 года в деревне Марково Молодечненского района Молодечненской области. Крестьянский сын. В 1951 году окончил 10 классов.
14 сентября 1951 года был арестован по навету недоброжелателей и осужден военным трибуналом БВО. В 1955 году определением военного трибунала Ленинградского военного округа приговор военного трибунала БВО отменен и дело возвращено на доследование. Содержался под стражей до 12 апреля 1956 года. Освобожден следотделом КГБ при СМ БССР по статье 202 п. 2 УПК БССР в связи с прекращением дела. Справка №88. По данному делу Митько И.И. был реабилитирован.
В допросе ставленнику в диакона и иерея от 10 июня 1958 года указано, что Митько И.И. окончил два класса Минской Духовной семинарии.
22 июня 1958 года за Божественной Литургией в Свято-Казанской церкви города Минска Митько И.И. был рукоположен епископом Бобруйском Леонтием в диакона.
7 июля 1958 года за Божественной Литургией в Свято-Покровской Церкви города Молодечно епископом Бобруйском Леонтием диакон Иоанн Митько был рукоположен в сан иерея. (Епископ Леонтий являлся викарием Минской Епархии).
Архиерейская грамота на степень пресвитера диакону Иоанну Митько выдана Митрополитом Минским и Белорусским Питиримом 17 февраля 1959 года.
10 июля 1958 года был назначен на должность настоятеля Свято-Петропавловской церкви села Великие Жуховичи Гродненской области.
Ко дню святой Пасхи 1961 года награжден набедренником.
1 июня 1961 года заочно окончил полный курс Ленинградской Духовной семинарии.
27 октября 1962 года священник Иоанн назначен на должность настоятеля Свято-Покровской церкви с. Гончары. Лидского района, Гродненской области, архиепископом Минским и Белорусским Варлаамом.
За отлично-усердное служение церкви Божией ко дню Святой Пасхи 1963 года награжден скуфьею.
За отлично-усердное служение церкви Божией ко дню Святой Пасхи 1966 года награжден камилавкой архиепископом Минским и Белорусским Антонием.
11 марта 1969 года священник Иоанн был освобожден от должности настоятеля Свято-Покровской церкви села Гончары и назначен псаломщиком-регентом Свято-Николаевского собора города Новогрудка Гродненской области с правом совершения Богослужений.
10 июля 1969 года священник Иоанн освобожден от должности псаломщика-регента Свято-Николаевского собора города Новогрудка и назначен настоятелем Свято-Успенского молитвенного дома села Новый Барсук, Речицкого района, Гомельской области.
12 ноября 1969 года священник Иоанн назначен на должность настоятеля Свято-Покровской церкви села Осиногородок, Поставского района, Витебской области.
За отлично-усердное служение церкви Божией ко дню Святой Пасхи 1971 года награжден наперсным крестом.
11 февраля 1972 года поручено, по совместительству, обслуживание нужд верующих Свято-Покровского прихода в селе Ласица того же района и области.
За отлично-усердное служение церкви Божией ко дню Святой Пасхи 1976 года священник Иоанн награжден саном протоиерея.
30 октября 1979 года священник Иоанн освобожден от должности настоятеля Свято-Покровской церкви села Осиногородок и села Ласицы и назначен настоятелем Свято-Иосифской церкви села Городилово, Молодечненского района, Минской области митрополитом Минским
и Белорусским Патриаршим Экзархом Западной Европы Филаретом.
26 февраля 1980 года поручено, по совместительству, обслуживание нужд верующих церковного приходаСвято-Троицкой церкви села Марково, Молодечненского района, Минской области.
За отлично-усердное служение церкви Божией ко дню Святой Пасхи 1981 года награжден палицею.
17 июня 1981 года освобожден от обслуживания нужд верующих церковного прихода Свято-Троицкой церкви села Марково.
29 ноября 1983 года поручено, по совместительству, обслуживание нужд верующих церковного прихода Свято-Троицкой церкви села Марково.
11 марта 1984 года освобожден от обслуживания нужд верующих церковного прихода Свято-Троицкой церкви села Марково.
8 марта 1986 года священник Иоанн освобожден от должности настоятеля Свято-Иосифской церкви села Городилово, Молодечненского района, Минской области и назначен на должность второго священника Свято-Покровской церкви города Молодечно, Минской области.
За отлично-усердное служение церкви Божией ко дню Святой Пасхи 1986 года награжден крестом с украшениями митрополитом Минским и Белорусским Филаретом.
Во внимание к усердному служению церкви Божией священник Свято-Покровской Церкви г. Молодечно протоиерей Иоанн Митько ко дню Святой Пасхи 1991 года награждается архиерейской грамотой митрополитом Минским и Гродненским Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом.
Умер священник Иоанн Митько в июне 2002 года в возрасте 70 лет и погребен возле Свято-Покровской церкви г. Молодечно.
С 1986 года по 1989 год настоятель Городиловского Свято-Иосифовского храма – кандидат Богословия, Митрофорный протоиерей, Михаил Остапович.
С 7 лет прислуживал в храме д. Городилово Молодеченского района, помогая многоопытному протоиерею о. Алексию Маевскому. Окончил Минскую Духовную семинарию, был рукоположен в 1960 г. и поступил в Московскую Духовную академию.
Много сил отдал о. Михаил своему первому приходу—храму в г. Борисове. В неимоверно тяжелых условиях травли со стороны местных властей о. Михаил смог сплотить прихожан, хотя и лишился разрешения уполномоченного совершать в нем богослужения. Десять лет прослужил о. Михаил на следующем приходе—в Браславе, отреставрировав обветшавший за 40 лет бесхозного состояния храм; но сырой озерный климат и обострение болезни суставов вынудило о. Михаила перейти в иное место служения—поближе к родным местам. Живя в Молодечно, отец Михаил регулярно ездил поездом на свой новый приход—в д. Залесье Сморгонского района, опираясь при ходьбе на палку
В 1986 г. смогла реализоваться давняя мечта—служить в храме своего детства в д. Городилово. Там он проявил себя как опытный пастырь, талантливый проповедник и рачительный хозяин. Обладая безукоризненным художественным вкусом, он сам руководил ремонтом храма и благоустройством территории. Но только 2 года прослужил о. Михаил в Городиловском храме. Болезнь суставов все более обострялась, кости становились хрупкими; и однажды, выходя из дома на богослужение, он поскользнулся на первом ледке и сломал ногу в бедре.
С ноября 1988 г. о. Михаил постоянно боролся с усугубляющимися болезнями суставов и слуха. Не имея возможности проводить и посещать богослужения, о. Михаил дома вычитывал последования церковных служб, сидя совершал крещения на дому, проводил пастырские беседы с приходившими посетить его, вдумчиво читал богословскую и светскую литературу, с интересом следил за возрождением духовной жизни в 90-х годах, готовил молодых людей к поступлению в Минскую Духовную семинарию, часто вспоминал свои студенческие годы в стенах Жировичской обители. Незадолго до кончины о. Михаил прилагал усилия, чтобы систематизировать воспоминания биографического характера об о. Алексие Маевском, своем учителе и вдохновителе на пастырское служение. В 2000-2001 г. до самой
кончины о.Михаил особенно сильно болел и терпеливо нес свой тяжелый крест. 26 июля, примирившись со всеми, в полном сознании мирно почил, окруженный семьей.
С 1989 года по 1998 год настоятель Городиловского Свято-Иосифовского храма – кандидат Богословия, старейший клирик православия протоиерей Григорий Попов.
Потомок донских казаков. Родился в православной верующей семье на Волгоградчине, хотя большая часть его жизни связана с Молодечном и Беларусью. Отец его пел на клиросе, все время брал сына в церковь. С детства произносил Григорий слова молитв, не отрекся от веры и в молодости, которая подготовила ему немало испытаний. До призыва в армию успел окончить курсы киномехаников, приходилось часто крутить кино для солдат своего стрелкового полка. А полковой клуб размещался в соборе. Отказаться Григорий не имел права. Тогда стал проситься добровольцем на финскую войну. С третьего раза взяли. Хорошо, что война была непродолжительной. Потом вместе с иными военнослужащими «подавал братскую руку помощи Эстонии», устанавливал там Советскую власть. А после этого впервые оказался в незнакомом для него городе Молодечно, заканчивал тут полковую школу. Отсюда пошел на фронт в первые дни войны. И сюда же был пригнан немцами в качестве военнопленного – под Плещаницами попал в плен. Спасло то, что вместе с другими более крепкими, «рукастыми» мужчинами его отобрали для работ по восстановлению Молодечна после боёв и бомбежек первых недель войны. Условия их содержания были более лояльными. Солтыс дал им соломенные матрацы, местные женщины подкармливали солдатиков. Часто перепадала им еда и от домашней работницы начальника районного управления – бойкой девушки Зины. Комсомолка, стахановка, она приехала в Молодечно с Витебска, с чулочной фабрики «КИМ», по заданию комсомола – передавать свой опыт молодёжи…
Началась повальная вербовка юношей и девушек на работы в Германию. Начальник управы дал им совет: женитесь, если не хотите, что вывезли в неметчину. В одно из воскресений перед обедней они обвенчались. Два их сына – Анатолий и Иван – родились в годы войны. А как только освободили Молодечно, Григория Попова забрали на фронт, в штрафную роту, чтобы, как тогда говорили, кровью загладил вину перед Родиной за то, что работал при немцах. Словно его вина была в том, что не погиб в первые дни войны, попал в плен, что не умер от тифа или голода в лагере, вынес рабский труд и выжил? В 50 километрах от Берлина он получил тяжелое ранение, попал в госпиталь, там и встретил Победу. А в Молодечно с двумя детьми на руках страдала жена. Жили в хлевушке, рядом с животными – никто не хотел взять на квартиру. Жизнь стала потихоньку налаживаться после того, как вернулся с госпиталя муж, как стал работать кровельщиком. После рождения двух дочек – Анны и Наталии, уже в конце 50-х, Григорий Борисович решил посвятить свою жизнь тому, к чему стремился с детства – стать священнослужителем. Заочно окончил Ленинградскую семинарию, затем – Московскую духовную академию, ректором которой в то время был Митрополит Филарет.
Служил по всей Беларуси, приходы приходилось менять довольно часто. Времена были такие – притесняли священнослужителей уполномоченные, не позволяли долго на одном месте задерживаться. На 13 лет он вообще вынужден перебраться в Россию.
Почти полстолетия нес батюшка служение и был награжден орденами Святого Равноапостольного князя Владимира, Святого благоверного князя Даниила Московского, правом ношения митры, светскими военными наградами (орден Великой Отечественной войны, медаль «За отвагу», к которой сержант – минометчик Григорий Попов был приставлен за то, что вывел из окружения свой батальон, и др.) Вот так в судьбе одного человека тесно переплелись две ипостаси: оборона Родины и служение Богу.
Ему суждено было выжить, чтобы в самый разгар хрущёвских гонений в 1958 году, вступить на путь служения Богу, стать настоящим священником, молитвенником, духовным учителем.
Отец Григорий был настоятелем церкви д. Груздово, которая имеет 570-летнюю историю и где находится чудотворная икона Божией Матери.
С 22 июля 1998 годя в Свято-Иосифовской церкви в д. Городилово служит протоиерей Иоанн Гончарук. Новый настоятель провёл в церкви отопление, воду, привел в порядок кладбище, реставрирует храм, организовал воскресную школу.
Родился о. Иоанн в д. Кощеево Ивановской области, в семье протоиерея Павла и Екатерины Гончаруков четвертым ребенком. В 1997 окончил Минскую Духовную семинарию, рукоположен в диакона, а затем в иерея.

Поделиться в социальных сетях